ощущения опасности

"Страх пред ужасом" (1975, ФРГ, Фассбиндер)

 

Семья Штаудте - выразители среднего класса. Маргот после рождения другого ребенка начинает переживать непонятную депрессию, создавая себе ужас пред безумием. Ее супруг Курт непрерывно занят и не хочет входить в ее психические трудности. Этажом пониже живут родственницы супруга - мама и сестра. Своим вмешательством в семейную жизнь Курта и Маргот и неприязненным расположением к завершающей они лишь усугубляют ситуацию. Маргот старается отыскать поддержку без семьи...
"боязнь пред ужасом" - это телевизионная положение Фассбиндера по докладу германской писательницы Асты Шайб. В основе видеофильма - простенький сюжетик с характерными героями, исключая одного странного протагониста в осуществлении Курта Рааба. Можно протянуть паралелль промеж боевиками "испуг и пред ужасом" а также "по какой причине свихнулся хозяин Р?" - тут та же проблематика, только первый герой - молодой человек. Между прочим, герои Курта Рааба в обеих сих кинофильмах оканчивают одинаково - любопытное совпадение...
Несмотря на простоту сюжета и типичность ситуации (округ нас все-таки также нередко аналогичное выходит), кинофильм имеет некую загодочность. Первое, не шибко однозначна функция героя Курта Рааба. Вероятно, что это не проходной герой. Вероятно, данный молодой человек, без взаимности увлеченный в хозяйку Штаудте и покончивший с собою, должен выделить трагичность "общественного пребывания", в котором невероятно быть талантливым, а реальная точная любовь - это мечта (помните "испуг выпить душа"?).
Во-вторых, неизвестна будущая судьба героини. Получится ли повторение? Либо ей назначено пожить оставшуюся жизнь в аффективном состоянии покоя, заглушая бунтарские эмоции таблетками, прописанными психотерапевтом. Может быть, второе.
Конечно, Фассбиндер подымает глобальную проблему творцов 20-го века - а также в фильм, а также в живописи, а также в театре и т.д. - а как раз, хранение общечеловеческой сущности в мире огромных городов и диктующей свои меры социально-экономической системы. Есть в виду не только религиозная воля человека (Фассбиндера она специально не волнует), а раньше всего - "природная", чувственная воля. Героиня в кинофильме изменяет супругу с доктором.
Именна таковая легкость, по Фассбиндеру, дает человеку шанс для абсолютной реализации, что лично и показал постановщик на экземпляре своей жизни, хотя, не решив с дозировкой этой самой свободы. Однако это уже иная история...

скачать

Госпожа Маргот Штаудте (Маргит Карстенсен)

Муж (Ульрих Фаульхабер) а также супруга
 


перед страх страхом фассбиндер