ощущения опасности

Существует ли испуг смерти?

  Существует ли испуг смерти?

Продолжим диалог, заваренный в постинге Как писалась публикация "боязнь смерти в психотерапевтической практике". Вероятно, где-либо повторюсь, однако совершаю это для того, чтобы посетители имели случай особенно много присмотреть путь моих мыслей. Дискуссия началась с тезиса об том, что ужас смерти присущ в равной степени как атеистам, так и верующим. Неодинаковость в худшем случае заключается в том, что религиозный (а также он это знает) должен еще завоевать право жить обычной жизнью в нишах, где есть райское мироустройство. Во всех остальных случаях ему назначено навсегда попасть в зоны адского пребывания. А раз мы владеем такое балансирующее последующее в мыслях у верующего, то, вследствие этого, боязнь смерти свойственно ему даже в наибольшей степени, чем атеисту. Атеист боится элементарно помереть. А религиозный однако боится попасть навсегда в закрытую камеру пыток, где это действо над ним будет делать инфернальный хранитель.
Мой противник выдвинул понятие - боязнь смерти совсем не психологическое заболевание. Самое парадоксальное заключается в том, что я с сим согласен целиком. Боязнь смерти - впечатление, которому подвержены все без исключения. И психически больные, и добрые люди. Речь идет лишь об степени выраженности сего чувства. Однако один (простой служащий, добр) элементарно боится задержаться. Иной (затянувшееся невротическое состояние, психоневроз неотвязных настроений) боится получить инфекционным заболеванием (от которого он, может быть, умрет). Третий больной приступообразной шизофренией и в период хода заболевании получает зрительные галлюцинации - сновидения Судного дня и спуск в преисподнюю. Все три испытывают ужас смерти. Лишь такое чувство имеет различную уровень выраженности.
А как быть с верующим в загробную жизнь? Боится ли он смерти? Боится, равно как все прочие. Тем не менее уверенность в бессмертие скомпенсирует таковой ужас, прячет его в коматозное. Прекрасно тут второе. Набожный, вполне утвержденный в своей "непогрешимости", переживает другим потенциальным психологическим комплексом. А как раз: каковое создание вполне безупречно? Как подобает, лично Бог. Вследствие этого, если религиозный убежден в своей верности, он в душе приравнивает себя к самому Богу. А это уже теомания, культ себя (по Адлеру), либо же, говоря языком духовной философии, богоборческие переживания. На мой взор, для христианина это заметно похуже, чем сознаться себе в существование ужаса пред постоянной адской бездной и обольстительными жестокими слугами.


Кстати, это совершенно не авторские вымыслы. Моя психотерапевтическая практика представила будущую закон. Чем больше испуг смерти, тем сильнее человеку нужна надежда в бессмертие общечеловеческой души. А также тем чаще он оказывается духовным. а потустороннее бытие надобно еще добиться! А также, вероятно, тут закрыт большой внутренний заряд религии.
Далее об самом ужасе смерти -- заключение надлежит.
(с)С.Выгонский - глоссарии психоаналитика
(2 comments) - (Post a new comment)
chivorepla
2010-08-28 06:03 pm UTC (link) Лучшая тема.
Мне почудилось, стоит совершить два коротких суждения (небесспорные, бесспорно).
1. Не всякая уверенность требует, чтобы человек _заслужил_ бессмертия. А также многим главное оно само, т.е. замысел об наказании не так тревожна. под конец концов "я подобный как все, и будь что будет".
В полном, верующему полегче, он убежден в продлении.
2. Самая важная трудность для верующего, как неизменно, в наглядности самой веры. Право верующих исключительно немного. А посреди _мыслящих_ людей их, кажется, тем более нет. Быть материалистом существенно полегче, чем идеалистом. Страз смерти - это, быстрее, предубеждения веры.

С почтением, Лев.(Reply to this)