ощущения опасности

Детские страхи - Боязнь смерти в младенческом и подростковом возрасте.

  Года четыре
Был я бессмертен.
Года четыре
Был я беспечен.
Поскольку не знал я об предстоящей смерти,
Поскольку не знал я, что век мой не бесконечен.
                                                          (С.Маршак)
Кого из нас не поражали сии главные ребяческие "почему?", сия пытливость, это желание детей доискаться до самой сущности. "по какой причине ветрено бриз?", "по какой причине травка юная, а солнце полное?", "по какой причине листочки на деревьях в летнее время зеленые, а по осени желтые?", "А на что лягушка поела комара?", "А откудова берутся дети?".

Притом многие "почему?" с легкостью обращаются в "зачем?". "на что ветрено бриз?", "А на что листочки желтеют?", "на что у бабки появляются морщинки?", "А на что она стареет?".

Антропоморфизм понимания ребенка приносит к тому, что во всем он старается отыскать какой-то определенный либо тайный суть. с этого места сии необъятные "зачем?" а также "почему?".

На первых порах они удивляют и радуют своей честностью. Затем приступают утомлять: постоянно ли достаточно снисхождения все разъяснить? Тем не менее, когда появляются сложные вопросы. Они приступают заводить своей длительной терпеливостью. То, что нам кажется неорганизованно разумеющимся, в устах ребенка неожиданно требует пояснения. А мы затрудняемся, мы и сами не готовы к сим вопросам. А также оттого раздражаемся. Многое из того, что нам мерещилось заведомым, оказывается не так уж и самоочевидным, а требует пояснения. Простые отчеты не столь и просты.

- Мать, все люди умирают?
- Да.
- А мы?
- Мы также умрем.
- Это вымысел. Скажи, что ты шутишь.

Он кричал так решительно и печально, что мама, обложившись, стала утверждать, что она пошутила.

дитя тормошит нашу идея, а рождение не неизменно любо, благодаря тому что забирает нас многих иллюзий. Постепенно и лично дитя поймет, что многих вопросов лучше было бы не задавать. Удобней было бы жить. По какой причине? Оттого что на них нет ответов.

- Вследствие чего у бабки морщинки?
- Оттого что она старенькая.
- А когда она станет юный, у нее не будет морщинок?
- Бабушка прежде была юный, а отныне старенькая. А также более юный не будет.
- Почему?
- Оттого что все люди вначале бывают молодыми, а далее старыми.
- А потом?
- А затем умирают.
- А на что умирают?

Вот вам и конец. Что дать ответ на таковой вопрос?

- А вы с папкой также будете старыми?
- Да.
- Я не хочу, чтобы вы были старыми.
- Почему?
- Оттого что я не хочу, чтобы вы умирали.
- Ну, это будет не скоро, ты об этом не думай.
- Я хочу, чтобы вы были постоянно со мной, - на глазах слезы.
- Мы постоянно будем с тобой. - охота утешить ребенка: нелегко устоять от соблазна доказать иллюзию, во всяком случае временно.

А как-то поздним вечерком из ребяческой комнаты дается резкий вскрик. В страхе бросаешься на помощь:

- Что произошло, Анечка, что с тобой?
- Страшно.
- Что тебе страшно?
- Я не хочу быть старой.
- Однако все-таки это будет не скоро, не помышляй об этом.
- Вот я буду пробиваться, корми... Пойду в старшую команду... Далее в школу... Далее в институт... Далее буду действовать... затем постарею и умру! А я не хочу, не хочу умирать!
- Не бойся, дочка, все будет отлично, ты будешь жить долго-долго.
- А потом?..

Теплые руки матери и поцелуи - самые весомые доводы, самое долговечное утешение.

- ...Я, когда вырасту, стану врачом и выдумаю средство от дряхлости. И бабуля вновь станет юный, а также я буду юный.
- Превосходно, Анечка, успокойся.

Как много лет Ане? - Четыре года. Как проникли в ее сознательность сии изображения об конечности бытия и откудова сия чувственная потребиность остановить время? нелегко ждать в этом возрасте ощущение текучести времени. Быстрее всего, предлог в остальном. В ощущении своего бытия, в самоощущении. А также испуг пред несуществованием. Испуг смерти в трех-пятилетнем возрасте - это признак пробуждающегося самосознания. Само чувство себя оказывается потребностью. А испуг себя не ощущать без труда обращается в ужас смерти. Не случайно, видимо, детишки не любят укладываться отдыхать, а также оттого их приходится угова-.ривать направиться "бай-бай". Также самыми сильными мотивами становятся доводы вида: "завтра рано или поздно сначала". Аня, когда ей было 3 года, часто заговорила кричать вечерком, узрев потемневшее небо, полусвет, и бранила, восклицала: "Я не хочу уснуть! Вы меня отдыхать не заложите?" И спала по 2-3 часа со слезами.

Заваливая, дитя роняет самоощущение, а это так похоже на смерть, однако и конечную. По этой причине, может быть, взрывы ужаса смерти наступают пред сном. происшествия дня входят из осмысления, мир помещается в черноту. Остается слабый огонек самоощущения, в нем целый мир, все мое "Я". Вот теперь он заглохнет, и погасну я. Грядущий день - за простором осмысления. Он перестает быть очевидностью. Остается одна действительность - чувство своего Я. Скоро оно канет. И исчезну Я... Очевидно, так бывает, когда исчезают... Опасно... Мама!!

Ужас небытия - вот чего раньше всего боится дитя 3-5 лет. Однако что стало быть несуществование для ребенка в это время? С сим соединены также прочие страхи, которые часто слушают ребенка в этом возрасте. Как принято - это боязнь черноты, одиночества, закрытого пространства.

Как проявляется боязнь черноты? Бытие ребенка - это существование его "Я". А также чем менее ее заполненность, тем она менее, тем ближе к стиранию, к смерти. Он зрит дом, деревья, машину, матку... Само это мировоззрение составляет содержание его "Я". А также неожиданно... Убожество... Он не зрит, он не ощущает, его самосознание сузилось, практически опустело. В этой тьме, мраке можно открыться, уничтожиться, умереть без следа. от того места постоянно могут неожиданно произойти угрожающие виды. Из черноты, как из пустоты, фантазии поднимаются полегче. Чем не смерть?

А одиночество? Как его не тревожиться?! "Я" - это не элементарно "Я", это весь мир того, что я гляжу, слышу. "Я" - это мои мать, отец, братик либо сестренка, друзья, бабулька, элементарно наслышанные. А вдруг их нет? Мое самосознание снова сужается, спускается до мелкой галки моего "Я", которое скоро затеряется в этом громадном нежилом мире, приготовленном меня выпить. Как смотрим, еще раз опасность небытия.

К несчастью, сколько мы не знаем об ребенке! Он любит, бесспорно, играть. Однако как не раз он играет волей-неволей. "Иди, поиграй", - беседуем мы ему, желая освободиться от его назойливого общения, желая передохнуть от него. А также он идет также играет, спасаясь от зол тоски, прячась от ужасающей пустоты. дитя привязывается к девушке, хомячку, забавам, благодаря тому что пока еще у него ничего более нет. Как точно подметил выдающийся полонез профессор и доктор Януш Корчак, "арестант и дед привязываются тем более самому, оттого что у них ничего нет".

Как многого мы не слышим в младенческой душе. Мы слышим, как девчонка преподает девушке принципы лучшего тона, как смущает ее и отделывает; а также не слышим, как жалуется ей в кровати на окружающих, поверяет шепотом хлопоты, неудачи, мечты:

- Что я тебе выскажу, хризалида! лишь никому не говори.
- Ты хороший пес, я на тебя не рассержусь, ты мне не совершил ничего плохого.

Это одиночество ребенка наделяет пачку душой. Бытие ребенка не благодать, а драма.

Отныне об ужасе закрытого места. Психическое действие его подобно воздействию ужаса черноты и одиночества. Недаром все три ужаса большей частью проявляются совместно, а также один получает иной. Тихий вопль об поддержке, ламенто, отчаянность, страх захватывают ребенка, становясь сильным чувствительным потрясением.

В 6 лет парни и девушки могут тревожиться опасных сновидений и смерти во сне. Притом лично случай сознания смерти как непоправимого поражения, приостановления жизни выходит нередко как раз во сне: "Я ходила в зоосаде, подошла к конурке льва, а клеточка была развернута, лев рванулся на меня и поел". парнишка пяти лет, в страхе поднявшись, кидается к отцу также, прислонившись к нему, вздыхая, твердит: "Меня принял аллигатор...". Ну а также, естественно же, вездесущая супружница старуха, которая продлевает во сне гоняться за детьми, перехватывать их и кидать в печку.

В возрасте 5-8 лет, как усмотрел психотерапевт А.И.Захаров, боязнь смерти нередко оказывается более распространенным. Это сопряжено с воспитанием абстрактного понимания, сознанием серии времени и места. Боязнь закрытого места путается с невозможностью его оставить, выкарабкаться, выбиться из него. Появляющиеся однако чувства безнадежности и отчаяния мотивированы интуитивно вострым ужасом быть живьем погребенным, т.е. ужасом смерти.

В 5-8 лет детишки особенно щепетильны к угрозе рождения заболевании, поражения, смерти. Уже наступают вопросы вида: "откудова все взялось?", "на что люди живут?". В 7- 8 лет, по данным А.И.Захарова, отмечается много количества ужасов смерти у детей. Почему?

Нередко как раз в сии годы детишки приступают видеть, что человеческая бытие не вечна: защищают бабулька, старый либо кто-либо из знакомых половозрелых. В любом случае дитя ощущает, что смерть - неизбежность.

Боязнь смерти подразумевает некоторую период чувств, их глубину а также оттого обнаружен у страстно сильных и восприимчивых детей, неравнодушных к спекулятивному мышлению. Опасно "быть ничем", т.е. не жить, не быть, не осязать, быть совершенным. При драматически заостренном ужасе смерти дитя ощущает себя совершенно беспомощным. Он может с грустью сказать мама: "на что ты меня приводила, мне все-таки все так же умирать".

Бесспорно, боязнь смерти в драматической фигуре проявляется вдали не у всех детей. Как правило, детишки сами управляются с аналогичными настроениями. Однако лишь в том случае, если в семье бравурная обстановка, если предки не говорят долго об болях, об том, что кто-либо умер а также что с ним (ребенком) также может свершиться несчастье.

Вопросов ребенка об смерти незачем тревожиться, незачем на них больно откликаться. Пристрастие его к этой тематике, в большинстве случаев, совершенно познавательный (откудова все берется и куда отпадает?). У Вересаева написан, к примеру, этакий разговор:

"- Знаешь, мать, я считаю, люди постоянно одни и те же: живут, живут, далее умрут. Их закопают в землю. А далее они заново родятся.
- Какие ты, Глебочка, произносишь мелочи. Поразмышляй, как это может быть? Закопают человека большого, а родится маленький.
- Ну что ж! Все так же, как овощ! Вот таковой огромной. Даже выше меня. А далее бросят в землю - начнет расширяться и снова станет большой".

Либо иной познавательный вопрос на ту же проблему. Трехлетняя Наташа не играет, не прыгает. Лицо называет мучительное раздумье.
- Наташа, об чем ты задумалась?
- Кто будет убирать завершающего человека?

дилемма официальный, практический: кто похоронит покойника, когда и похоронщики будут в могиле?

произведенная об смерти сведения зачастую не устремляется на себя. Лишь дитя убеждается в неизбежности смерти для всего существующего, он торопится немедленно же убедить себя, что самостоятельно он вовеки будет вечен. В автобусе круглоглазый мальчишка лет четырех с половиной выглядит на траурную процессию и молвит с удовольствием:
- Все умрут, а я останусь.

Либо иной диалог, отныне уже матери с дочкой.
- Мать, - твердит четырехлетняя Анка, - все люди исчезают. Так должен же будет кто-нибудь вазочку (урну) завершающего человека взамен установить. Пускай это буду я, ладно?

Может допускаться обратимость смерти: "Бабушка, ты умрешь, а далее вновь оживешь?". Или...

Бабушка умерла. Ее теперь закопают, однако трехлетняя Нита не слишком-то отдается печали:
- Ничего! Она из этой ямки переляжет в иную, полежит-полежит и выздоровеет!

Однако от любознательности до ужаса совершенно неподалеку. Вот как, к примеру, изображает примерную эволюцию предложений об смерти у своей правнучки Машеньки Костюковой К.Чуковский:
"поначалу - девчушка, далее - тетя, далее - бабулька, а далее - вновь девчонка. Здесь пришлось разъяснить, что исключительно старенькие бабки и дедушки защищают, их закапывают в землю.
впоследствии чего она приветливо узнала у бабеньки:
- А отчего вас еще в земельку не закопали?
Единовременно с сим возникла страх смерти (в три с половиной года):
- Я не умру! Не хочу лежать в гробике!
- Мать, ты не будешь помирать, мне без тебя правильно будет! (и слезы.)
Между тем к четырем годам смирилась и с этим".

Равно как прочие ребяческие страхи, со временем, при верном отношении со стороны зрелых, боязнь смерти переходит либо притупляется.

Годы, происшествия, люди... а драматичное любопытство снова и вновь возвращается, изменяя свою фигуру и напряженность.
- Что это, по какой причине, зачем?

дитя постоянно не посмеет просить. Ощущает себя жалким, одиноким и беззащитным пред борьбой тайных сил. Беспокойный, как будто деловитая пес, он осматривается окрест и читает в себя. Старшие кое-что знают, кое-что закрывают. Сами они не то, чем себя представляют, а также от него требуют, чтобы он был не тем, что он есть на самом деле.

У зрелых своя жизнь, и зрелые ярятся, когда детишки захотят в нее читать; приказывают, чтобы ребеночек был легкомысленным, и радуются, если невинным вопросом сдаст, что не понимает.

Кто я в этом мире и на что?
  Когда синьор Горошек взбирался на подмостки, его обуял страх. Здесь только, на ступенях суда, он в первый раз очевидно показал себе, что должен скончаться. Этакий небольшой, таковой пухленький, таковой зеленый, с совершенно вымытой головой и остриженными ногтями, он тем не менее должен умереть!
                                                          (Дж. Родари "похождения Чиполлино")
Для детей 8 -11 лет присуще снижение эгоцентризма. А это в свою последовательность притупляет и боязнь смерти, по крайней величине, его стихийные фигуры. В этом возрасте, особенно после 12 лет, увеличивается общественная обусловленность ужаса смерти.

Боязнь смерти нередко выражается в ужас "быть не тем", об комок отлично говорят, кого любят, обожают. Бытие понимается уже не элементарно как взгляды, слышание, сообщение, а как бытие по конкретными общественными мерами. И недовыполнение сих квот, разница предъявляемым заявлениям может восприниматься ребенком, фигурально выливаясь, как "смерть лучшего пацана". Необходимость в самосохранении осознается уже не лишь как необходимость самоощущения, а как необходимость "быть лучшим". А также для ребенка временами быть "никаким пацаном" - это уже смерть "подходящего пацана". А каковая смерть опаснее? Смерть меня как индивида либо смерть во мне "подходящего мальчика"?

Реальными выражениями ужаса "быть не тем" становятся страхи не успевать, припоздниться, совершить не то, совершить не так, быть наказанным и т.п.

Витают над ребенком и магические виды смерти. Это сопряжено с принятой страстью детей сего возраста к так называемому магическому воображению. Они часто поверят в "роковое" совпадение обстоятельств, "таинственные" проявления. Это отрочество, когда кажутся привлекательными эпопеи об хищниках, видениях, Черной ручке и Пиковой Даме.

Черная рука для боящихся детей - вездесущая и проникающая рука трупа. Пиковая Дама - очерствелая, жуткая, грамотная и опасная дама, восприимчивая наслать колдовские прелесть, обернуть во что-либо либо совершить растерянным и бледным. В наибольшей степени ее вид представляет все то, что обязательно сопряжено с неизбежным исходом явлений, роком, перспективой, предвидениями. тем не менее Пиковая Дама может также прямо играть роль образа смерти, что отмечается уже у детей 6-летнего возраста, в особенности у девочек.

Так, одна шестилетняя девчонка после детского санатория, где она насладилась на ночь всяческих историй, страшно тревожилась Пиковой Дамы. В итоге девчонка уходила черноты, спала одновременно с матерью, не ослабляла ее от своего имени и непрерывно расспрашивала: "А я не умру? А со мной ничего не будет?"

В 8-11-летнем возрасте Пиковая Дама может представлять как бы вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот каковую легенду сочинила девчонка 10 лет: "Жили три брата. Они были бескровные а также когда-то зашли в один дом, где над постелями висел изображение Пиковой Женщины. Братья поели и легли уснуть. Ночью из образа вышла Пиковая Тетенька. Пошла она в комнатку первого брата и пила у него кровь. Позже совершила то же со вторым и третьим братом. Когда братья поднялись, у всех троих ныло гортань под подбородком. "Может быть, пойдем к фельдшеру?" - узнал старший братик. Однако меньшой посоветовал походить. Когда они вернулись с вылазки, комнаты были черные и в крови. Еще раз легли они отдыхать, а также ночью произошло то же самое. Тем временем поутру братья решили двигаться к фельдшеру. В пути два брата умерли. Меньшой братец пришел в клинику, однако там очутился праздничный день. Ночью меньшой братишка не дремал и усмотрел, как из образа выходит Пиковая Дама. Он ухватил ножичек также хлопнул ее!" В страхе детей пред Пиковой Дамой звучит слабость пред личиком воображаемой смертной опасности.

Как правило, с возрастом дитя перестает познавать ужас. Новые звучания, школьные хлопоты отдают ему вероятность оторваться от ужасов, позабыть их. Растет дитя, а также испуг смерти, равно как прочие страхи, переменяет личный темперамент, свою краску. Тинейджер - уже общественно ориентированная фигура. Он хочет быть в кругу себе аналогичных. А это может стать ужасом быть отвергнутым, изгоем. Для многих подростков это невыносимо. Хотя, у слишком закрытых а также в итоге сего неконтактных детей заданной трудности не существует, равно как у определенных ориентированных только на себя подростков. Однако это нетипично.

Высока в подростковом возрасте необходимость быть собою, "быть собою посреди других". Она порождает желание к самосовершенствованию. Однако это иногда неотделимо от беспокойства, заботы, ужаса быть не собою, т.е. кем-то другим, не более - обезличенным, в последнем - потерявшим самоконтроль, правление над своими чувствами и рассудком. В такой же опасениях без труда узнаются известные отпечатки ужаса смерти. Боязнь смерти звучит также в страхе поражения, драмы, что-то непоправимого.

Наибольшей точностью в сфере межличностных соотношений имеют девушки, у которых число таких общественных ужасов более, чем у пацанов. В общем же страхи смерти чаще проявляются у горячо эмоциональных, чувствительных подростков. Бесспорно, для большинства подростков трудность менее остра, а также оттого мотива для лишней драматизации нет. Hо все же при патологической заостренности боязнь смерти может обстоятельно разрушить жизнеутверждающую силу индивидуальности, созидательный заряд сформирования. По этой причине нет смысла отказываться от таких ужасов у ребенка. Невозможно сделать их чрезмерного увеличения, потому как в подростковом возрасте они могут обернуться в безопасные черты индивидуальности, подрывающие энергия также убежденность в себе.

переходит время, а также снова наступают сложные вопросы. Отныне уже в молодости. "Кто я и на что я в этом мире?" Необходимость реального самоопределения, сопровождаемая множеством "зачем?", "для чего?" а также "почему?", имеет совершенно некоторую психическую основу.

Текучесть времени. Постоянно ли мы ее записываем? А также когда наблюдаем? Главные впечатления движущегося времени наступают как раз в молодости, когда неожиданно начинаешь сознавать его необратимость.

В связи с сим часто снова обостряется трудность смерти. Начинается осмысливание бесконечности, неисчерпаемости. А притом временем и испуг пред ними. В его основе возлежит формирующаяся система жизни. Наступает ощущение текучести и необратимости времени. Субъективное время переживается как что-то подвижное, однозначное. Юноша сближается с проблемой конечности своего бытия. Вот я живу. бытие заполняется различными происшествиями: записки, удовольствия, учебное заведение, танцы, собрания... Однако они входят. Вместо подходят прочие явления. А также они входят. Уходят навсегда. Это еще не столь опасно. Вся жизнь впереди!.. Однако вот она в мыслях прокручивается на поверхности осознания и подсознания, проносится пред домашним взглядом в рассчитанные мгновения. А также что далее? А ничего. Безлюдье. А также ни разу ты более не явишься в этой жизни, ты исчезнешь навеки, как ничто в мире мироздания: явился, блеснул и сгинул в небытие.

Появляются усилия рассуждать на проблему смерти. Интимная жизнь кажется бесконечно слабой песчинкой в огромном океане мира общей жизни. А также от того, что сия мелочь может испариться в этом общем хоре, оказывается жутко. Опасно, что вот разрешится моя жизнь, мир будет продлевать жить. Фантастически долгое время... может, извечно... Однако я уже ни разу не вернусь в данный мир. Никогда-никогда!!! Страшно...

Эгоцентризм формирующегося, а оттого незрелого самосознания протестует. Протестует вопреки чувства песчинки. И ищет, ищет исхода... Однако не обнаруживает... Мир вновь и вновь возвращается в осознание в виде звездного неба, черного-черного звездного мира. А также в этом мире летишь в безграничность, дурную термин, в пустоту.

Нет, выше сего мира течет известная, обыденная жизнь со своими делами и тревогами, радостями и болями. А также это особенно прискорбно. Однако ты уже навсегда предназначен на данный черный, вечно пустой космическое пространство. А также в виске стучит: "Никогда-никогда! По какой причине? Отчего так ложно построен мир?! Я не хочу отходить, я не хочу помирать. Я хочу света жизни, а не темноты смерти. Я хочу жить!" Слезы текут по щекам от истощения и отчаяния. А также то, что это будет удивительно и фантастически нескоро, не удерживает. манер вневременной, спокойный. И угрожает не действительность, а сама идея, обличие, основа. Для эмоций, для ужаса нет разницы - это менее главное. Также остается одно: попробовать, помедлить, оторваться, однако это также трудно. Либо элементарно спать... Однако замысел, обличие не прощают, непрерывно отзываются и отзываются, как упрямые мысли. А также, как мазохист, по-новому и еще раз в мыслях пережевываешь, страшно переживаешь...

И доставляешь, доставляешь, что вот так как-то, смежив глаза, ни разу не раскроешь их еще раз и не разглядишь солнца, что с тобой ничего не будет длиться, что сия милая сердцу Земля будет все делать и делать в продолжение веков, а ты будешь ощущать исходящее не не менее, чем обычный кусок земли, что сия короткая, сквозящая, горько-сладкая бытие есть мой единый короткий взор на бытие, необыкновенное прикасание к нему в бескрайнем океане постоянного времени... Ощущаешь это как некое страшное тяжелое колдовство.

В юношеские годы в любом случае наступают виды бессмертия. Покориться с тем, что ты однажды уйдешь из этой жизни навеки в несуществование, нелегко, а также оттого без труда прививается в осознании мысль об том, что далее, после какое-то время, ты снова явишься, может быть, как второго ребенка. Простосердечно? Да. Однако если невероятно лень помирать, можно поверить.

Расходиться с концепцией собственного бессмертия нелегко и страшно. А также оттого уверенность в физиологическое бессмертие не переходит тотчас. Отчаянность, сильно самоубийственные действия подростка - не элементарно выражение и осмотр своей силы и фривольности, а в точном смысле слова игра со смертью, эксперимент фортуны при полной убежденности, что все обойдется, ничего с рук.

"Одна из принадлежностей юности - это убежденность в том, что ты вечен, а также не в каком-нибудь нереальном, спекулятивном смысле, а попросту: ни разу не умрешь!" Истинность этой идеи Ю.Олеши указывают многие дневники и воспоминания. "Нет! Это вымысел: я не поверю, что умру молодым, я не поверю, что по идее должен скончаться, - я предчувствую себя необыкновенно упрямым", - твердит 18-летний герой Франсуа Мориака.

Прежде всего вопрос ставится менее остро. Однако само это чувство текучести времени и понимание конечности своего бытия, скорее всего, глобально. А также имеет собственный суть. Если ты явился в этой жизни и уйдешь из нее окончательно, для чего же ты казался на свет? На что тебе отдана сия жизнь? Это бессмертному некуда бежать. Он все еще поспеет в этой жизни: и поучиться, а также потрудиться, и поразвлекаться. Лишь человек, осознавший конечность своего бытия, затевает помышлять об его смысле, начинает розыски своего места в этой жизни.

Представить свою жизнь, краткосрочную картину жизни в полном, как инсайт, в единовременном докладе восприятия нелегко. Также заходят к этой идеи в молодости постепенно также не все. Однако... Есть юноши, а также их достаточно, которые не хотят помышлять об завтрашнем, отодвигая все сложные вопросы и знаменательные решения на "потом". Они стараются продолжить пору оживления и легкости. Геба - первоклассный, прекрасный молодой, какой зрелые напоминают с слабостью и скорбью. Однако все идеально в свое время. Вечная молодость - это обычная сезон, непрестанное цвет, однако тоже и обычное бесплодие.

"обычный парень" совершенно не счастливчик. Неизмеримо чаще это человек, какой не смог прежде разрешить задачку самоопределения и укорениться в созидательной деятельности. Его изменяемость и порывистость могут мерещиться интересными на плане бытовой приземленности и повседневности многих его ровесников, однако это не столько легкость, как много неприкаянность. Ему можно быстрее одобрять, чем ревновать. Необходимость в бессмертии вызывает необходимость самоопределения. дилемма об смысле жизни ставится в ранней молодости полно, а также на него ждут глобального, готового для всех результата. "Столько вопросов, задач мучают и интересуют меня, - пишет шестнадцатилетняя Лена. - Для чего я надобна? к чему явилась на свет? На что я живу? С самого раннего отрочества ответ на сии вопросы мне был достаточен: чтобы доставлять толк другим. Однако теперь я считаю, что же такое "доставлять толк"? "Светя другим, сгораю самостоятельно". В этом, бесспорно, а также есть ответ. Замысел человека - "сверкать другим". Он передает свою жизнь службе, любви, дружбе. Человек надобен людям, он недаром носит по земле". Девчонка не примечает того, что в своих высказываниях по сущности обстоятельства не подвигается вперед: основа "освещать другим" так же абстрактен, равно как намерение "разрешаться толк". Однако появление вопросов, как отмечал выдающийся совковый сердцевед С.Л.Рубинштейн, первоначальный показатель начинающейся службы идеи и зарождающегося понимания.

Заходят и прочие вопросы. Водится из них: "Кем быть?" В думах об завтрашнем, в кадровых намерениях сказывается раньше всего необходимость быть целым как реальное выражение надобности в бессмертии. Профессиональные мероприятия в ранней молодости нередко проявляют собою смутные мечты, которые никоим образом не соотносятся с практической деятельностью. сии мероприятия ориентированы быстрее на общественный вес профессии, чем на личную неповторимость. С этого места и своеобразная завышенность уровня требований, необходимость наблюдать себя невольно выделяющимся, великим.

"Каждый человек, - пишет Также.С.Тургенев, - в юности своей ощутил эру "гениальности", восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков... Он готов говорить об сообществе, об общинных предметах, об науке; однако сообщество так же, равно как дисциплина, существует для него - не он для них. таковая век концепций, не обусловленных эффективностью, а оттого и не жаждущих применения, высококачественных и неопределенных порывов, остатка сил, которые намереваются низвергнуть скалы, а пока не хотят либо не могут сдвинуть и соломинку, - таковая век нужно возобновляется в продвижении каждого; однако лишь тот из нас несомненно приобретает звания человека, кто сумеет уйти из сего замечательного круга и направиться дальше, вперед, к своей цели".

He тотчас и не элементарно заходит парень к неизбежности соображения над средствами успехи цели. Юношеская охота к размышлению мешает ему направить взгляд к обычным делам, которые обязаны приблизить реализацию мечты. Между тем представление, что предстоящее "само придет" - это установка покупателя, а не творца.

Пока парень не нашел себя в практической деятельности, она может возникать ему маленькой и нежной и отождествляться с повседневной скукой. Еще Гегель говорил это разногласие: "До этих минут занятый лишь всеобщими вопросами и работая только для себя, парень, превращающийся отныне в супруга, должен, вступая в практическую жизнь, оказаться динамичным для других также заняться мелочами. И хоть это целиком в порядке вещей, - поскольку, если нужно работать, то необходимо переключиться и к деталям, - между тем для человека основание занятия этими частностями может быть тем не менее очень трудным, а также невозможность свободного исполнения его примеров может привести его в меланхолию. Этой ипохондрии, - как бы ограниченной ни была она у многих, - вряд ли кому-либо давалось застраховаться. Чем позже она завладевает человеком, тем труднее бывают ее симптомы. У слабых натур она может длиться всю жизнь. В этом слабом состоянии человек не хочет отказаться от своей субъективности, не может одолеть своего омерзения к действенности, которая запросто может преобразоваться в реальную неспособность".

Цель к бессмертию возбуждает к деятельности. А также в этом смысле боязнь смерти, средне выраженный, не достигший патологической заостренности, играет благоприятную роль в юношеском возрасте.

Автор: Виктор Карандашев

прочие публикации на проблематику заданной статьи:

- Как говорить с ребенком об смерти
 


боязнь возраста возрасте детская младенческого младенческом смерти страхи